Главная > Биография > Знаменитые дизайнеры - Петер Мали

Знаменитые дизайнеры - Петер Мали


11-09-2014, 07:11. Разместил: admin2
Знаменитые дизайнеры - Петер Мали Петер Мали родился в 1936 году в сегодняшней Чехии. Вехи его карьеры: ученик столяра, учеба в специализированном высшем учебном заведении Детмолда, работа для SCHONER WOHNEN и проектирование мебели для известных национальных и международных изготовителей.С 1982 года Петер Мали сотрудничает с ligne roset. Его лаконичный дизайн воплощается в ligne roset в виде многочисленной мебели различных коллекций. Например, кровать PETER MALY BED, система шкафов и комодов PARALLELE, этажерка TOP, мягкая мебель SWING
На одной из улиц Гамбурга стоит двухэтажное здание с изящным белым фасадом в стиле ар нуво. В нем располагается студия одного из лидеров европейского мебельного дизайна — Петера Мали — «Peter Maly Design and Interior Architecture». Именно здесь рождаются идеи выставочных стендов для известных европейских компаний. Здесь же появляются первые эскизы предметов мебели для крупнейших производителей: «Tonon», «COR», «Ligne Roset», «Interlubke», «Poliform».

В основе концепции дизайна Петера Мали лежит девиз: «Нам необходимо противоядие против зрительной уставаемости!» Дизайнер заботится о том, чтобы каждый предмет становился «долгожителем»: в течение длительного времени оставался бы привлекательным и актуальным. Создание таких вещей видится Мали необходимым, как минимум, по двум причинам. Во-первых, экология: памятуя об истощающихся природных ресурсах, «совершенно безрассудно производить ультрамодные товары».
Сегодня они — на пике популярности, а завтра окажутся на свалке. Во-вторых, физиология: люди нуждаются в стабильности, уверенности и защищенности, поэтому задача дизайнера — «дать им то, на чем они могли бы остановиться, вместо того, чтобы постоянно забрасывать их новыми модными веяниями».
Оба фактора заставляют Петера Мали искать новые выразительные формы, которые, будучи самобытными, оригинальными и запоминающимися, не казались бы слишком резкими и навязчивыми. Кроме того, он с самого начала разрабатывает каждую модель не как отдельный, изолированный предмет, а на основе «пространственных и пользовательских категорий»: всякий раз размышляя о том, что может связывать этот предмет с другими составляющими комнаты, и как он будет отвечать потребностям и желаниям человека. Может, именно этот серьезный, глубокий, ответственный подход к созданию дизайна и является секретом мировой популярности его автора? Сам Мали свой успех объясняет с присущей ему скромностью: «Я, вероятно, принимаю во внимание больше факторов, чем другие...»
Петер Мали родился в 1936 году в Трютено на территории сегодняшней Чехии. Там он провел свое детство и первые школьные годы. Там же состоялось и его первое знакомство с дизайном —
в небольшом модном ателье, которым владел его отец. Старший сын семейства Мали был очарован ловкостью, с которой его родитель разворачивал рулоны ткани, в мгновение ока делал выкройки с помощью больших ножниц, сметывал ткань, делал подгонку во время примерки и, уже через несколько дней, отдавал драгоценное изделие заказчику. Война изменила привычный ритм жизни: в 1945 году отец Мали погиб на фронте, и семья перебралась из богемного края в маленький город Герборн. В местном колледже учитель рисования открыл у мальчика художественный талант, и с этого момента, с полного одобрения своей мамы, Петер Мали раз и навсегда определил для себя творческий путь.
Закончив в 1957 году обучение мастерству столяра-краснодеревщика (уже в то время он совершенно неожиданно для себя привлек внимание общественности, придумав и воплотив в материале почкообразный стол, который был незамедлительно растиражирован для друзей), он начал изучать интерьерный дизайн в архитектурной школе Детмолда. А три года спустя молодой дипломированный специалист был приглашен в Гамбург — работать в журнале «Schoner Wohnen», единственном в те годы интерьерном издании Германии.
Знаменитые дизайнеры - Петер Мали

На страницах журнала «Schoner Wohnen» Петер Мали отвечал на вопросы читателей и предлагал варианты интерьера для одного и того же помещения, разрешая, таким образом, проблемы, связанные с жилыми пространствами. Жители пост-военной Германии имели схожие проблемы: квартиры были очень тесными, и каждый хозяин хотел использовать пространство с максимальной выгодой за счет расстановки мебели и объединения в одной комнате как можно большего количества функций. К тому же, германская культура «домашнего декорирования» в те годы являла собой полный хаос: слаборазвитая, сверх меры ориентированная на зарубежные влияния и потому — то и дело меняющая свои стилевые пристрастия. Немецкие декораторы, оглядываясь на интерьерные журналы других европейских стран, не могли надолго принять ни одной концепции: французыказались помпезными, англичане — эксцентричными, американцы — слишком экспансивными. Ориентиром могла служить разве что Скандинавия с ее высокой и независимой культурой дизайна. Поскольку «Schoner Wohnen» являлся монополистом на рынке журналов интерьерной тематики, он взял на себя ответственность — «вытянуть» немецкий интерьер на более высокий уровень и научить читателей творчески подходить к облику дома, без оглядки на общепринятые стандарты и штампы.
«Schoner Wohnen» стал хорошей школой не только для читателей журнала, но и для самого Петера Мали. «Я извлек огромную пользу из предоставления этих обстоятельных услуг, —
резюмирует он приобретенный опыт. — Для меня это было нечто вроде «обывательской деятельности», в процессе которой я был поставлен перед конкретными жизненными ситуациями и находился в контакте с реально существующими проблемами и потребностями людей». Особенно ценным вкладом в будущую деятельность Мали на поприще интерьерного и выставочного дизайна, по его мнению, оказался опыт, приобретенный на фотосессиях. Гамбургский журналист-декоратор создавал в фотостудиях «бутафорные», «служебные»
интерьеры на основе реальных планировок и публиковал полученные снимки в «Schoner Wohnen» для того, чтобы более наглядно продемонстрировать читателям, как может быть использовано пространство тех или иных размеров. К услугам автора «постановок» всегда была бригада рабочих, которые могли быстро исправить любой промах. Например, если потолок казался слишком «тяжелым», доминирующим, он перекрашивался. Если освещение не создавало требуемой атмосферы, оно менялось. Студийные площадки являлись отличным полем для совершенствования: «Ты мог тотчас увидеть, где допущены ошибки, и даже располагал временем, чтобы подкорректировать их».
Сотрудничая с «Schoner Wohnen», Петер Мали продолжал разрабатывать и дизайн предметов обстановки. Экземпляры мебели, созданные в то время, выглядели весьма эксцентрично —
с невероятными сочетаниями оранжевого и розового, черного и белого, оливкового и фиолетового. Но поскольку шестидесятые годы были эпохой, подвергающей сомнению все условности, принимающей поп- и оп-арт, «Биттлз» и хиппи, — предметы с таким цветовым решением не казались шокирующими. Напротив, их дизайн — плод совместного сотрудничества Мали с интерьерным декоратором Рудольфом Бэкманном и художником Мишелем
Дюпоном — имел огромный успех. Предметы мебели были представлены на ярмарке в Париже и стали поводом для дискуссий в ряде международных журналов. В это же время дизайнер впервые опубликовал двухстраничный разворот с предметами своего дизайна в издании «Abitare», а компания «Tecta» незамедлительно включила эти модели в линейку своей продукции.
В 1970 году Петер Мали на собственные средства создал студию интерьера и дизайна в Гамбурге (ту самую, с которой начался рассказ о дизайнере).
Примерно в то же время завязался его, продолжающийся по сей день, «роман» с геометрическими формами. Вдохновленный предметным творчеством Джозефа Хоффмана и других мастеров венского ар нуво, дизайнер создал стол «М 70» для «Tecta» и стеклянные кабинеты «Quadrat». Ясные геометрические формы: вот оно — лучшее средство против визуальной скуки! Вот он — рецепт, который способен подарить предметам «вечную жизнь»! Мали со всей страстью погрузился в изучение концепций «Баухауса», читая всю доступную литературу об этой школе, восторгаясь абсолютной чистотой ее дизайна и ориентацией на социальные вопросы.
Знаменитые дизайнеры - Петер Мали

В те годы началось его длительное сотрудничество с «Interlubke»: сначала концепции интерьера для афиш и фотографий в каталогах, затем проекты стендов и выставочных залов. Для этой компании Петер Мали также разработал коллекцию тканей и стал ее художественным советником. Несколько лет спустя он работает уже и с «COR» — придумывает аксессуары, предлагает проекты выставочных стендов и шоу-румов. В 1995 году компания «Lufthansa» взяла на вооружение одну из многочисленных разработок, созданных для этой мебельной фабрики, — кресло «Zelda» — и уже в течение десяти лет использует этот предмет в интерьерах своих авиалайнеров (в салонах «бизнес-класса» и класса «сенатор»).
В начале восьмидесятых начался новый и самый плодотворный этап в творчестве Петера Мали — он полностью освободился от каких бы то ни было влияний. Подражания скандинавскому дизайну, венской школе и «Баухаусу» остались в прошлом. Началось рождение собственного, неповторимого и узнаваемого стиля. К квадратным формам добавились окружности, характерные и для современных работ Мали. Например, кресло «Zyklus», разработанное для «COR»,
состояло исключительно из форм, которые являлись вариантами основного элемента — круга: контуры предмета формировали кольцевые формы, круглые диски и цилиндры. «Сочетание этих элементарных форм в одном коллаже — их пересечение, наложение друг на друга — образная игра с этими элементами всегда была очень увлекательной и продуктивной», — замечает Мали.
Его разработки в области дизайна в то время обогатились еще двумя значительными и до сих пор популярными предметами, которые, наряду с «Zyklus», сегодня причислены к «классике дизайна»: «Peter Maly Bed» для «Ligne Roset» и «Duo» для «Interlubke».
Немного позже Петер Мали создал выставочные стенды для компании «Mercedes-Benz» во Франкфурте-на-Майне, Париже и Женеве (с 1987 по 1989 годы), за что получил звание одного
из «10 топ-дизайнеров Германии».
А успешные проекты для компании «Ligne Roset» вывели дизайнера на международную арену. На сегодняшний день в ряду разработок, выполненных по заказу французской фабрики, — многочисленные предметы мебели (например, система шкафов и комодов «Parallele», этажерка «Top», мягкая мебель «Swing»), выставочные стенды и многочисленные студии: в Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Гамбурге, Вене и Штутгарте.
С начала 1990-х география деятельности Петера Мали все более усложнялась, а коллекции становились все более разнообразными:
1989 — серия напольной плитки для «Villeroy&Boch»;
1990 — мебель для итальянских производителей: «Brunati», «Bros's», «Consonni» и «Poliform», а также для швейцарской фабрики «Intra Design»;
1991 — стул «Tectus» и стол «Schach» для «Bros's»;
1992 — серия мебели для компании «Behr»;
1993 — коллекция ковров для «JAB Anstoetz»;
1994 — мебель для итальянских фабрик «Thonet» и «Tonon»;
1996 — начало сотрудничества с компанией-изготовителем пианино и роялей «Sauter»;
1997 — каминные аксессуары для «Conmoto»;
1998 — постельное белье для «Domitex» и коллекция светильников для «Anta»…
Что к этому добавить? Разве только то, что за свои работы Мали получил ряд международных наград и премий, а в 2001 и 2002 годах предметы его дизайна были представлены на персональных выставках в «Музее Искусства и ремесел» Гамбурга и «Музее искусства» Берлина. Берлинская выставка называлась так: «Петер Мали — классик современного дизайна».
Имя гамбургского маэстро ассоциируется с такими понятиями как «вневременность», комфорт и функциональность. Его подход к созданию предметов — серьезный, созерцательный, образный, честолюбивый и всегда доходящий «до самой сути». «Я не хочу просто создавать очередные версии уже существующих предметов… Я достаточно строг с собой и работаю только над теми вещами, появление которых считаю действительно необходимым», — говорит Мали.
Основное условие для прохождения этого «теста на необходимость» и единственное логическое оправдание рождению нового продукта, по его мнению, — это функциональность. Человеческое существование всегда являлось «мерой всех вещей», и поэтому дизайн должен обслуживать людей, оказывая им практическую помощь. По мнению автора «Zyklus» и «Peter Maly Bed», дизайн сам по себе не может быть случайным, произвольным актом. Он может служить
указателем на какое-либо новаторское направление, ответом на изменения в привычках и образе жизни людей или выражением определенных настроений времени. Формы при этом должны быть логически обоснованы. В его дизайне кривые линии всегда имеют точно рассчитанный радиус, а пропорции ориентированы на «золотое сечение». Это дало повод известному датскому дизайнеру Вернеру Пантону назвать Мали перфекционистом, и Петер Мали с ним полностью согласен: «Каждый дизайнер — перфекционист, им невозможно не быть. Ты должен полностью вовлечь себя в решение задачи и выполнять ее в самых мельчайших деталях. Это то, что составляет сущность промышленного дизайнера».

Источник: mebel66.ru
Вернуться назад