Главная > Интерьер и дизайн > Словарь мебельных терминов (дополненный)

Словарь мебельных терминов (дополненный)


11-09-2014, 07:11. Разместил: admin2
Словарь мебельных терминов (дополненный)Авантуриновое стекло - особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII века. На отшлифованной поверхности - бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенных световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается династии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.

Агатовое стекло - стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования яшмового и халцедонового стекла.

Ажур - техника сквозной резьбы по дереву или металлу.

Акант - листовой орнамент, широко использовавшийсяв античные времена и возобновленный в эпоху Ренессенса как орнаментальный мотив в резьбе и декоре.

Аморини- резные фигуры мальчиков, использовавшиеся в декоре мебели XVII и последующих веков.

Ампир (фр. empire - империя)- стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы, завершивший развитие классицизма. Стиль ампир сложился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а затем распространился на многие другие страны. Отличительные черты этого стиля - торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Мотивы декора и архитектуры в искусстве ампира повторяли во многом не только римские образцы, но и древнеегипетское искусство, в связи с египетским походом Бонапарта. Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Парадные дворцовые интерьеры богато украшались живописными панно, навеянными помпеянскими росписями, рельефами, напоминающими египетских сфинксов, вазами, мебелью и бронзой античного типа. Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п.). Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных К. Росси. В Москве в этом стиле выстроены многие здания и особняки по проектам Д. Баттиста и Дж. Жилярди и А. Григорьева. В русской скульптуре ампир нашел отражение в ряде памятников, например в творении И. Мартоса - памятнике К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве.

Амфора - классический сосуд с двумя ручками для транспортировки вина или масла, использовавшийся в XVII веке в качестве декоративного мотива в репертуаре неоклассики.

Ансамбль (фр. ensemble - вместе) - взаимосвязь, взаимная согласованность, гармоническое единство частей, каждая из которых представляет собой законченное целое. Понятие ансамбль близко к понятию композиция, однако оно имеет более широкий смысл, так как может объединить несколько отдельных композиций. Ансамбль можно составить из элементов одного вида искусства или объединить разные виды. Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив, называется ансамблем. Им может быть также музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.). Ансамбль, сочетающий архитектуру, живопись, декоративное искусство, оказывает многостороннее эстетическое воздействие. В этом случае говорят уже о синтезе искусств. В архитектурный ансамбль входят различные здания или сооружения ландшафтной архитектуры, хорошо сочетающиеся с объектами природы. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Это - открытая система, способная изменяться во времени. Она предусматривает возможность дальнейшего развития ансамбля - что-то может быть взамен достроено, а что-то - разрушено. Предметы интерьера - мебель, посуда, светильники - могут составить ансамбль вместе с прочим декоративным убранством комнаты. В ансамбль костюма, как правило, входит не только одежда, обувь, головные уборы, но и украшения. Ансамбль отражает художественно-стилистические особенности времени в каждую историческую эпоху. Например, можно отметить единство стиля, равновесие градостроительных ансамблей классицизма или узорочье и разномасштабность древнерусской архитектуры.

Антаблемент (фр. entablement - надстолье, покрытие, от лат. tabula - доска, плита) - архитектурный термин, принятый столярами для обозначения компонентов, расположенных над колонной: архитрав, фриз и карниз. Система горизонтально расположенных, верхних частей здания. В классической архитектуре (античность, классицизм) антаблемент - одна из трех главных частей ордера, его верхняя несомая часть, поддерживаемая колоннами. Антаблемент состоит из следующих частей: архитрав - нижняя горизонтальная балка, лежащая на капителях колонн или на стене; фриз - средняя часть, обычно украшаемая орнаментами и рельефными изображениями; карниз - выступающая вперед и защищающая систему сверху часть.

Антемия - стилизованный мотив из цветов жимолости, происходящий из классической греческой орнаментации. Использовался в XVIII и XIX веках в качестве элемента декора мебели и серебра.

Античное искусство (от лат. antiquus - древний) - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков. Понятие "античное искусство" появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры. Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон "Дискобол", Поликлет "Дорифор", Фидий - статуи для афинского Акрополя). Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания (ордер). Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа). Как следствие в искусстве этого времени отмечается увлечение многофигурными композициями и колоссальными размерами статуй. Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. В это время возникают и терпят крах огромные государства, отмечается развитие науки и культуры. Зодчие создают ансамбли городов с правильной планировкой. Скульпторы в своих творениях воплощают торжество побед (Ника Самофракийская, Пергамский алтарь). Всемирно известная статуя богини любви и красоты - Венера Милосская (скульптора Александра) покоряет возвышенной красотой и пластическим совершенством. Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический путь от маленького города до столицы огромного государства - могущественной Римской империи. Римляне высоко оценили науку, литературу, театр, архитектуру и скульптуру Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие художественной культуры древнего мира. Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен купол. Таким образом, к IV в. сформировались основные типы христианского храма - базилика и центрально-купольное строение. Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов. Власть римских императоров прославляли многочисленные монументы, поставленные в их честь, триумфальные арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани - термы, самый большой амфитеатр древнего мира - Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи - Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпеи - это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах. Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох; трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации (см. барокко, классицизм, ампир).

Антресоль - короткий шкафчик. Устанавливаются на обычные шкафы.

Апсида (от гр. apsidos - дуга, полукруг) - полукруглый, иногда многоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечетное число апсид.

Арабеска (от ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п.), составляющих сложные переплетения.

Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) - полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних веков распространение получила стрельчатая арка с изломом в центре, особенно характерная для готики. В классической архитектуре наиболее часто употреблялась полуциркульная арка, а в XVIII-XIX вв. применялась также эллиптическая арка, свойственная стилю барокко. В процессе развития архитектуры разнообразные формы арок приобретают не только конструктивное, но и декоративное значение, становятся признаком художественного стиля эпохи. Ряды арок, опирающиеся на столбы или колонны, образуют аркады (нередко в два или больше ярусов). Они применяются при строительстве открытых галерей снаружи здания, во дворах или в обширных интерьерах, например в готических храмах.

Аркада - элемент декора мебели и резных панелей конца XVI - XVII веков, образованный серией круглых арок.

Армирующий профиль - стальной усилительный элемент необходимый для придания необходимой жесткости конструкции.

Арочные ножки - выпукло-вогнутые ножки георгианской мебели.

Арт деко (1920-1940) - направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характеные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы.

Арт нуво (1900-1930) - декоративный стиль разработанный во Франции между 1890 и 1910 годами.

Архаика (от гр. archaikos - древний) - этим термином чаще всего обозначается ранний этап развития древнегреческого искусства (VII и VI вв. до н. э.). Возможно применение слова "архаичный" к другим по времени явлениям искусства, что будет означать их неразвитость, недостаточную сформированность художественного стиля. Для эпохи архаики характерны массивные, монументальные каменные постройки и условные, словно застывшие в одинаковых позах, каменные статуи. Основные типы скульптуры - фигура обнаженного юноши-атлета (курос) и фигура девушки, изящно задрапированная складками одежды (кора). Загадочная "архаическая" улыбка оживляет их лица. В это время были созданы основной тип древнегреческого храма - периптер (прямоугольное в плане здание с колоннадой вокруг него) и архитектурный ордер как средство создания образной выразительности сооружения. Древнегреческая архитектура характеризуется богатством скульптурных украшений.

Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi - главный и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство - создание новых городов и реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны. В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т. п. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, - пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств (см. ансамбль). Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Астрагал - полукруглая накладка, оформляющая углы буфетов или дверные рамы и скрывающая соединения. Также использовалась в стеклянных переплетах, в буфетах со стеклянной фасадной поверхностью.
наверх

- Б -
База (рабочий стол) - напольный шкаф (кухонный).
Базилика (от гр. basilike - дом базилевса) - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний неф бывает, как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над боковыми частями. С утверждением христианства базилика стала одним из основных типов храмов, центральный неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, в которой находится алтарь. Постепенно базилики приобрели в плане форму латинского креста.

Балдахин - деревянный полог, поддерживаемый четырьмя колоннами.

Балясина - точёная колона, используемая в качестве ножек стола, спинки стула. Может быть выполнена из металла или керамики.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы, орнамента) выступают над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Барельефы украшают стены зданий, постаменты памятников, мемориальные доски, монеты, медали, камеи и др. (сравн. горельеф).

Батик (фр. batique - набивной) - многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом. Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообразные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в Азии и Европе. В наше время техника его существенно усложнилась. Различают горячий и холодный батик в зависимости от того, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах ("запаривают"). Это делается для того, чтобы закрепить краски, и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достигнуть эффекта простым проглаживанием горячим утюгом ткани с обратной стороны. Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязывают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название "кракле". Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живописи. Благодаря своим богатым декоративным возможностям техника батика применяется при росписи одежды, платков, занавесей, панно и т. п.

Берлинское шитье - вышивка шерстью, изображающая пасторальные или религиозные сцены, пейзажи или цветы, использовалась в качестве обивки мебели, экранов в XIX веке.

Бидермайер (1815-1850) - немецкий стиль в дизайне, возник в первой половине 19-го века. Основываясь на стиле Ампир, отличается упрощенными линиями. Считается его обывательской адаптацией.

Био-мебель - мебель, в которой все элементы полностью изготовлены из массива дерева, включая все внутренние и внешние стенки, перегородки, полки.

Бобины - серия деревянных сфер токарной работы, использовавшихся в XVII - XVIII веках в качестве ножек, проног столов и стульев.

Буль (стиль) - стиль маркетри с использованием панциря черпахи и инкрустацией лутунью, введенный столяром Людовика XIV Андре-Шарлем Булем в начале XVIII века.

Бусины - резной и накладной бордюр, состоящий из серии бусин, также используемый в керамике и работе по серебру.
наверх

- В -
Валанс - декоративная накладная планка на карниз, которая служит для придания жалюзи более эстетичного вида.

Витая фанеровка - фанеровка с ценной декоративной текстурой, вырезанная из места соединения ветвей со стволом дерева.

Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу в интерьере. Вероятно поэтому витражи с давних времен использовались в храмах. В раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты. В романских храмах Франции и Германии в Х-XII вв. появились сюжетные витражи. Большие многоцветные витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, обязательная принадлежность готических соборов. Они изображали религиозные и бытовые сцены, размещались в огромных стрельчатых окнах боковых сторон храма и над центральным входом в круглых окнах, именуемых розами. Таинственная и духовная среда храма во многом возникла именно благодаря этим излучающим свет картинам. В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников (Донателло, А. Дюрер). В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат. В искусстве модерна возродился интерес к витражам (Ф. Леже, А. Матисс во Франции, П. Корин в России). Современные технологии позволяют добиваться разнообразной фактуры и разной степени прозрачности материалов, используемых для витражей. Они успешно применяются в оформлении интерьеров жилых и общественных зданий.

Выемчатая резьба - тип резьбы по дереву в контррельефе, известный со Средневековья и использовавшийся до начала XVII века.
наверх

- Г -
Галогеновое освещение - освещение при помощи галогеновых ламп. Их отличие от обычных ламп накаливания состоит в том, что они при меньшем размере и расходе электроэнергии освещают большую площадь более ярким светом. С каждым годом их популярность увеличивается.

Гилош - орнамент из связанных лент, заканчивающихся серией завитков.

Гобелен (тапестри) - материал. Разница между жаккардом и гобеленом несущественная. По сути дела гобелен и есть тот же жаккард, даже ткется на тех же станках. Единственное отличие, это то, что в жаккарде используют около 10 различных цветов нити, а в гобелене значительно больше и, как правило, он делается из более толстой и дорогостоящей нити (100%-хлопок).

Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - в скульптуре разновидность выпуклого рельефа. В отличие от барельефа, в горельефе изображения (фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего объема и даже могут восприниматься почти как полнообъемные, лишь соприкасающиеся с плоскостью. Горельефы часто используются в архитектуре.

Гравированное стекло было известно уже в начале XVI века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом механическим способом. Позднее был изобретен химический способ гравирования.

Гравюра (от фр. graver - вырезать) - вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок наносится специальными резцами (штихелями) или вытравливается кислотой (в офорте). Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой печати. При высокой печати (гравюра на дереве - ксилография, линогравюра) краска накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, с которых и печатают черным (или каким-нибудь другим) цветом, а углубления остаются без краски. К этому виду печати относится и гравюра на картоне, в которой изображение выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. При глубокой печати (гравюра на металле - офорт) краска затирается вглубь штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи - темный. К гравюре относят и литографию, которая является оттиском рисунка, нанесенного на специально обработанный литографский камень (используется в плоской печати). Как правило, цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Один лист бумаги последовательно прокатывается через эти доски, чтобы получить необходимые чистые и смешанные цвета. В литографии при цветной печати для каждой краски подготавливают свой камень. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.

Гризайль (фр. grisaille, от gris - серый) однотонная, монохромная живопись. Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называется однотонная живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т.п.). В станковой живописи гризайль может применяться для подмалевков и эскизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоративных росписей или панно, в которых живописными средствами достигается впечатление объемной рельефной лепки. Орнаменты и фигурки амуров, выполненные этими средствами, украшают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в Лиможе во Франции в технике гризайли выполнялись расписные эмали.

Грунт - тип покрытия, состоящий из молотого мела, наносимый на дерево и другие материалы и служащий основанием для росписи, золочения и резьбы.
наверх

- Д -
Давенпорт - определённый тип библиотечного письменного стола с выдвигающейся или откидной наклонной крышкой и боковыми ящиками. В сложенном виде подобный узкой и высокой тумбе, он не имел пространства для коленей, которое создавала откидная вперёд крышка, служившая поверхностью для письма. Распространялся в конце XVIII века.

ДВП - древесноволокнистые плиты - листовой материал, изготовляемый в процессе горячего прессования массы из древесных волокон, сформированных в виде ковра. Эти волокна получают путём пропарки и размола древесного сырья. Они представляют собой отдельные клетки тканей, их обрывки или группы клеток древесины. Сырьём служат отходы лесопиления и деревообработки, технологическая щепа и дровяная древесина. Для улучшения эксплуатационных свойств в массу добавляют упрочняющие вещества (например, синтетические смолы), гидрофобизаторы (парафин, церезин), антисептики и др. Из ДВП изготовливают конструкционные элементы мебели, задние стенки и полки шкафов и тумб, нижние полки у диванов, выдвижные ящики, спинки кроватей, перегородки. Их также используют при изготовлении гнутоклееных деталей с внешними слоями из строганого шпона ценных пород. В практике твёрдые ДВП иногда называют оргалитом (т.е. "органическим камнем"), но вряд ли такой термин приемлем, учитывая способность твёрдых ДВП при погружении в воду разбухать и поглощать за сутки до 20-30% воды.

Доводчик - устройство, закрывающее дверь без участия человека. Доводчики бывают: коленные, с линейным приводом, "невидимые", для раздвижных дверей и для арочных дверей.

Дрессуар - разновидность шкафа для посуды, родственная серванту, и бытовавшая во Франции и Германии в XV-XVII веке. В отличие от последующих поколений посудных шкафов, он имел единый объём, был низкорослым и часто покрывался росписью.

ДСП (ДСтП) - древесностружечные плиты - изготовливают из различных видов древесины (неделовая древесина, отходы лесопиления, деревообработки, фанерного производства, технологической щепы, полученной из отходов лесозаготовок). В качестве связующих веществ в нашей стране используются при горячем прессовании плит преимущественно карбамидоформальдегидные смолы. ДСП плоского прессования характеризуются плотностью 550...850 кг/м3. Для применения в мебельном производстве ДСП имеет также декоративное покрытие из пленок, шпона, бумажно-слоистого пластика (ламината) и лака. Часто, внешние слои - более плотные из мелкодисперсной стружки. Водостойкая ДСП на срезе имеет характерный зеленоватый цвет. Так как связующее вещество содержит фенол, для обеспечения безопасности в изделиях из ДСП не допускаются открытые торцы плит, они должны быть окрашены, оклеены или загерметизированы любым другим способом.
наверх

- Ж -
Жаккард - необычный материал. Это детище капризной и изменчивой моды. Любители старинных гобеленов увидят в нем благородную классику, а поклонники модерна отметят необычную фактуру. В жаккарде слилось два разных стиля: рельефный рисунок положен на поражающее естественностью цветов полотно. Добавьте сюда хорошие прочностные характеристики и вы получите точный портрет одного из лидеров мебельных тканей. Изготавливается жаккард как их хлопчатобумажной, так и их синтетической или смесовой пряжи (примерно 60%-шелк натуральный, 40%-синтетика). При этом пряжа может быть многоцветной (используют более 10 различных цветов нити), схожей с гобеленом или однотонной, на которую впоследствии набивается рисунок. Жаккардовая ткань европейского производства со 100-процентным содержанием натуральных волокон.

Жалюзи (фр. jalousie) - многостворчатые ставни и шторы (из неподвижных или подвижных пластинок), устанавливаемые на окнах домов, решетках прожекторов и т.п. для изменения светового и воздушного потоков.

Жардиньер (фр. jardin) - само название, происходящее от французского jardin - сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами.

Жирандоль (фр. girandole) - фигурный подсвечник для нескольких свечей. Жирандоль могла ставиться на геридон. Украшалась она хрустальными подвесками, бронзовыми рельефами и т. д.
наверх

- З -
Зубчатая накладка - набор одинаковых деревянных блоков, напоминающих зубы. Использовался в декоре предметов мебели XVIII и последующих веков.
наверх

- И -
Импост - профиль, использующийся для разбиения конструкции на части. Резной треугольный или фигурный фрагмент, оформляющий открытый угол.

Инкрустация - декоративная техника, состоящая из врезанных в массив дерева других пород древесины контрастного цвета, латуни, слоновой кости, перламутра.

Интарсия - инкрустированное изображение натюрмортов или архитектурных сцен, сделанных из дерева различных оттенков и используемое в мебели XVI-XVIII веков.
наверх

- К -
Кабошон - выступающий круглый или овальный элемент декора, часто используемый в сочетании с листьями аканта или раковинами для оформления ножек-кабриолей, популярный в XVIII веке.

Кабриоли (фр. Cabriol, 1720-1770 г.) - декоративные S-образно выгнутые ножки стульев и столиков. Часто применяется в мебели в стиле "Корлева Анна" и "Чипендейл".

Канат - рельефное резное изображение, напоминающее раковину наутилуса, использовавшеееся в мебели эпохи Регентства.

Каннелюры - вертикальные желобки, оформляющие цилиндрический объект, такой, как колонны.

Кантри - наиболее популярный сегодня стиль. Это самый веселый, яркий, жизнерадостный стиль. Грубоватая “деревенская” мебель (никакого пластика!), шторы с рюшечками и бантиками, вышитые подушки, клетчатые скатерти. Все очень мило, но больше подходит для дачи. И для детской, может быть. Кантри, конечно, годится не для всех. Культивировать этот стиль стоит только в том случае, если вы считаете себя экстравагантным, нестандартным человеком. Фольклорный стиль в городской квартире шокирует гостя немногим менее, чем хай-тек, но при этом он гораздо более пригоден для жизни.

Капитель - верхняя часть колонны, пилона или пилястры.

Каре - композиция дома или комплекса, имеющая в плане форму замкнутого или частично разомкнутого четырехугольника с внутренним двориком.

Кариатида - подставка в форме женской фигуры, особенно популярная в предметах стиля рококо и неоклассики.

Картоньер - небольшой шкаф для хранения бумаг.
Картуш - панель декоративных форм, часто с завитками, используемая для оформления перекрестья рам и локотников стула.

Каширование - облицовка пласти древесной плиты полимерной пленкой или бумажно-смоляной пленкой с полной поликонденсацией смолы и последующим нанесением слоя лакокрасочного материала. Часто эти пленки обобщают одним названием -пленка "с финиш-эффектом". Закрепление пленки на плите происходит при помощи клея, наносимого на плиту или на пленку в технологическом процессе облицовки.

Кима - резной или накладной орнамент, состоящий из серии овалов с наконечниками стрел, используемый в декоре мебели, особенно кабинетов.

Классика (стиль) - как бы ни менялись времена, она всегда современна. Если вы живете в старом доме с высокими потолками и большими окнами - это ваш стиль. Классика - это завораживающие завитки резьбы, зеркальный блеск и богатая текстура какого-нибудь палисандра, бука. Или дуба, ореха - что больше нравится; главное - натуральное дерево. Мягкая мебель - с деревянными подлокотниками, тяжелая, вычурная. “Классические” обои - сверкающая позолотой полоска, цветы, античный орнамент. Шторы - тут нет предела вашей фантазии, главное, чтобы самые изысканные ткани, бахрома, кисти, ламбрекены по цветовой гамме сочетались с обоями и мягкой мебелью. В общем и целом интерьер должен смотреться не просто модно, а дорого и богато.

Ключевина - декоративная металлическая пластина, оформляющая замочную скважину предмета мебели.

Койра - экологически чистый, долговечный природный материал, получаемый из ореха кокосовой пальмы. Характеризуется высокими показателями жесткости и упругости, что позволяет использовать этот материал для обеспечения ортопедических характеристик матраса.

Кокиляж - элемент декора с мотивом раковины, исполюуемый в предметах мебели стиля рококо.

Консоль - пристенный столик. Как правило усеченной формы, может опираться на стену. Часто на стене над консолью висит зеркало.

Конструктивизм - направление в архитектуре 20-х-30-х гг. XX века. Утверждал определяющую роль в архитектуре функциональных требований и технических возможностей. Заложил основы созданию новых типов сооружений, отстаивал строгость и геометрическую чистоту форм.

Кракелаж - узор на стекле, которым украшены некоторые муранские изделия. Узор получается следующим образом: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

Кубок с крышкой - деревянный элемент декора токарной работы, часто встречающийся в оформлении ножек мебели и столбов кроватей в елизаветинскую эпоху и в возрожденном стиле в XIX столетии.

Купе (шкаф-купе, двери-купе) - принцип открывания дверей. Двери отъезжают в стороны по специальным направляющим.

Курдонер - открытый парадный дворик между основным корпусом сооружения и его боковыми крыльями или между корпусами, создающий П-образное в плане здание.

Куртизан - суперсовременный материал с тефлоновым покрытием. Представляет новое поколение тканей. Тефлоновое покрытие позволяет легко удалять жировые, чернильные пятна, кофе и т.д. Куртизан не боится коготков домашних животных, обладает высокими водоотталкивающими и антистатическими свойствами. Куртизан выпускается в гладком и тисненом исполнении. Красив, надежен, прочен, комфортен.
наверх

- Л -
Лак - несколько слоев вязкого покрытия из смолы сумаха Rhus vernicifera, нанесенных на предмет, часто резной или инкрустированный различными материалами. Истинный лак происходит из стран Дальнего Востока, однако европейские ремесленники часто имитировали его различными способами.

Лак Мартен - тип лака, изобретенный Гильомом Мартеном и его братом в XVIII веке.

Ламбрекен - фрагмент дерева, резанный в формах драпировки, часто золоченый, используемый как элемент декора.

Ламинат - многослойное покрытие. Состоит из декоративного слоя бумаги (теукстура дерева, "фэнтази", монотонный... любой рисунок типографским способом), и защитного слоя меламиновой смолы. Кроме декоративной функции, обеспечивает весокую прочность поверхности мебели. Ударо- влаго- термо-стойкой материал.

Ламинирование - облицовка пласти древесной плиты бумажно-смоляной пленкой с неполной поликонденсацией смолы. Закрепление пленки на плите происходит за счет завершения химических превращений смолы, находящейся в пленке. Способ крепления пленки бывает горячий и холодный. Холодное ламинирование это процесс покрытия без нагрева. Ламинатор при этом процессе выступает в роли пресса. При горячем ламинировании клеевая основа пленки активизируется за счет нагрева и давления прижимных валов ламинатора.

Ленточный орнамент - узкие декоративные полосы фанеровки или инкрустации, обычно образующие бордюр. Прямой ленточный орнамент резан по волокну, поперечный - против волокна.

Люнетта - элемент декора из повторяющихся резных полумесяцев.
наверх

- М -
Маркетри (франц. marqueterie) - это художественный набор из различных по цвету и текстуре деревянных пластинок (обычно фанерок), наклеенных на основу. Такой основой чаще всего является панелька многослойной фанеры или какое-либо украшаемое изделие: мебель, резьбовая поделка. Зритель, рассматривая работу мастера и убедившись, что она выполнена из натуральных пород древесины, невольно заинтересовывается и проникается уважением к труду художника. Здесь сказывается не только то обстоятельство, что ручной труд и эстетически оценивается выше машинного, но также подсознательная оценка долговечности, надежности работы. Интересна технология получения этого самого шпона — древесный ствол, вращаясь вокруг продольной оси, по касательной обрезается острым ножом наподобии точилки для карандашей, правда "точилка" несколько покрупнее, называется лущильный станок (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков). Существуют также строгальные и фанеропильные станки. Маркетри стали клеить, видимо, не раньше, чем научились делать сам шпон, точная дата неизвестна. В начале таким способом украшали и без того красивую, богатую резьбой, мебель. Когда ее стали делать из ДСтП, то для придания хоть какого-то эстетичного вида стали применять фанеровку — оклейку листов ДСтП шпоном. Сейчас еще проще: клеится даже не шпон, а пластик или пленка под дерево. Также научились делать искусственный шпон - прессуют стружку в так называемые "брикеты", затем наносят красочными материалами текстуру древесины и на строгольном станке получается шпон. Правда качество такого шпона не сравнить с натуральным.

Массив - мебель из щитов, склеенных из брусков цельной древесины.

Майолика - вид керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытых поливой.

МДФ - древесноволокнистая плита средней плотности (МДФ, HDF - нем., MDF - Medium Density Fibreboard - англ.). Не путать с ДВП. Экологически чистый материал, так как дополнительное связующее не используется. Им является лигнин, входящий в состав древисины. Изготавливается путем сухого прессования мелкодисперсной древесной стружки при высокой температуре и давлении. Хорошо обрабатывается. По влагостойкости и механическим характеристикам превосходит натуральное дерево. МДФ трудногорючая, биостойкая, атмосферостойкая и дешевле дерева. Применяется в основном для фасадных элементов, реже для корпусов мебели.

Меламин - декоративное, стойкое к воде и механическим повреждениям покрытие.

Минимализм (стиль) - хотя и сейчас этот стиль не менее популярен, чем “вечная” классика, но обходится гораздо дешевле. Хрестоматия стиля - “среднесоветская” мебель времен 80-х - корпусной набор-“стенка”, раздвижная тахта и простой стол в середине комнаты. Дешево и “минимально”. Особенности этого стиля - отсутствие лишних деталей, функциональность, простота. Обои подойдут с абстрактным светлым рисунком или вообще без рисунка, под покраску. Шторы - никаких тяжелых драпировок, только нежные, воздушные, прозрачные ткани, тюль. Корпусная мебель допускает любое сочетание материалов: металл, пластик, матовое стекло и всевозможные породы дерева. Мягкая мебель вовсе не обязана иметь строго прямоугольные очертания, как многие думают. Вообще минимализм перестал быть пуристски минимальным и от этого здорово выиграл. Теперь этот стиль либерально допускает и насыщенные цвета, и классику, и антиквариат. Таким образом ваше любимое старое кресло, турецкий ковер или люстра с хрустальными подвесками станут “изюминкой” интерьера, придадут ему неповторимый шарм. Минимализм очень мобилен, и не только потому, что мебель снабжена колесиками. Он меняется вместе с хозяином. Захотелось вам создать что-нибудь национальное - японское, например. Разнообразные оттенки зеленого и коричневого в сочетании с белым, большая циновка на пол, несколько традиционных ваз с шероховатой фактурой, пара картин - и все, можете считать себя японцем.

Модерн (стиль) - чистый, архитекрурный и мебельный стиль 20-го века. Появился в Гемании в "Школе архитектуры Бахуса", вобрал в себя Скандинавский дизайн.

Молочное стекло - непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды XVI века, выполненные из окрашенного по массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору. Сегодня этот поддельный фарфор представляет собой величайшую редкость и оценивается чрезвычайно дорого.

Мультибокс - новая конструкция внутренней стороны дверцы включает практичные и элегантные емкости разных размеров. Эти емкости легко вынимаются, поэтому их можно легко использовать как столовую посуду, достаточно взять их из холодильника и поставить на стол с их содержимым.
наверх

- Н -
Накладки - выступающие части мебели, прикрепленные к массиву в декоративных целях и для сокрытия соединений.

Накладной декор - орнаментальное покрытие, изготавливаемое отдельно и приклеенное или посаженное на шип на предмете.

Неоклассицизм (1760-1830) - дизайн, характеризуемый элегантностью и простотой, с мотивами занятыми у античной Греции и Рима. К неоклассицизму относятся несколько стилей от Ампира до позднего Бидермейера.

Несущая поверхность - контактная поверхность между фундаментом и стропилами, балками, сквозными стальными профилями или многопустотными плитами перекрытия
наверх

- O -
Объемное золочение - частичное золочение выступающих деталей предмета мебели, где остальные поверхности защищены лаком или шеллаком.

Овал - декоративная выпуклая накладка.

Ордер архитектурный - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный.

Ормолу - техника золочения порошком бронзы.

ОСБ - плиты из ориентированной крупноразмерной древесной стружки. Аббревиатура ОСБ, подобно МДФ, является калькой OSB (Oriented Strand Board). Производство их возникло в США при совершенствовании технологии переработки древесного шпона - отходов фанерного производства. Высокое качество продукции и прогрессивная технология привели к интенсивному развитию производства со среднегодовыми темпами роста объемов производства 7-10%. ОСБ начинают использовать для мебельных каркасов, складских стеллажей и других высокопрочных крупноразмерных изделий, но в основном эти плиты используются в строительстве.

Откос - плоский и широкий профиль, используемый для аккуратной отделки боковых поверхностей оконного проема.

Отлив - плоский и широкий профиль, устанавливающийся снаружи окна и предназначенный для отвода дождевой воды от окна.
наверх

- П -
Пальметта - неоклассический мотив в виде веера.

Папье-маше - смесь бумаги, воды, клея и мела, которая будучи отформована использовалась для создания мебели в XIX веке.

Паркетная доска - разновидность натурального напольного покрытия. Лист паркетной доски представляет собой трехслойную конструкцию, которая состоит из стабилизирующего нижнего слоя, материала сердцевины, и верхнего слоя древесины твердых пород, покрытого 5-ю слоями высокопрочного износостойкого лака. В качестве верхнего слоя используются: дуб, бук, ясень, клен, вишня, красное дерево и другие ценные породы. "Рустик" - сучковатый и значительно более пестрый сорт. Сорт "натур" или "стандарт" занимает промежуточное положение между ними. Наиболее твердыми считаются полы из клена, бука, ясеня и дуба. Паркетная доска служит надежно и долго. По мере износа ее можно неоднократно шлифовать.

Паркетри - тип маркетри, основанный на повторяющемся геометрическом орнаменте из различных пород дерева.

Патера - тип маркетри, основанный на повторяющемся геометрическом орнаменте из различных пород дерева.

ПВХ - это материал, относящийся к группе термопластов - пластмассы, которые после формования изделия сохраняют способность к повторной переработке. С химической точки зрения - это соединение из хлора (Cl), углерода (C) и водорода (H). Составные части ПВХ получают из натурального сырья - нефти или газа и поваренной соли. Впервые ПВХ получен лабораторным путем в 1835 году. К настоящему времени уже около 50 лет действует промышленное производство ПВХ, т.к. он находит широкое применение и использование. При этом в настоящее время ПВХ обладает широкими свойствами и почти неограниченными возможностями своего применения. Чистый ПВХ на 43% состоит из этилена (продукта нефтехимии) и на 57% из связанного хлора, получаемого из поваренной соли. ПВХ выделяется в виде порошка. Для производства оконных профилей, в порошкообразный ПВХ добавляют стабилизаторы, модификаторы, пигменты и вспомогательные добавки. Эти компоненты оказывают влияние на такие свойства оконных профилей, как светостойкость, устойчивость против атмосферных воздействий, цветовой оттенок, качество поверхности, свариваемость и т.д.

Пенал (колонка) - высокий напольный шкаф.

Перекрестье - резной декор, украшающий верхнюю перекладину стула, раму зеркала или кабинет.

Пилястра - часть колонны, расположенная на фронтальной панели предмета мебели, часто прямоугольной или полукруглой формы в сечении.

Пирожный край - декоративное оформление края, модное в XVIII-XIX веках.

Погонный метр - на примере кухни включает в себя размер кухни за 1 метр, т.е. полка размером 1 метр, столешница и стол таким же размером. В стоимость погонного метра не входит стеновая панель, отбортовка (пристеночный плинтус), панель подсветки, цоколь и карниз. Подробнее о расчете погонного метра кухни читайте здесь.

Поперечный ленточный орнамент - тонкие полосы фанеровки с разнонаправленной текстурой.

Поролон - экологически чистый, безфреоновый, неаллергический, нетоксичный, влагоустойчивый материал, выдерживающий сильное и продолжительное давление.

Порошковая окраска - экологически чистая, безотходная технология получения высококачественных декоративных и декоративно-защитных полимерных покрытий. Покрытие формируют из полимерных порошков, которые наносят на окрашиваемую поверхность изделия. Затем изделие нагревают и выдерживают при заданной температуре несколько минут. Из-за относительно высокой температуры полимеризации окрашивают в основном металл и стекло. Последнее десятилетие происходит быстрое проникновение технологии порошкового окрашивания в сферы традиционных способов нанесения лакокрасочных покрытий. В мире сегодня окрашивают с использованием этой технологии примерно 15 % всех изделий подлежащих окраске, и это число увеличивается. Области применения: фасадные элементы, оконные профили, кровельные материалы (типа металлочерепицы), офисная и садовая мебель, мебельная фурнитура, автомобильные диски, приборные щитки и зеркала, радиаторы, холодильники, торговое оборудование (стеллажи, прилавки), бытовые приборы, спортинвентарь и др.

Портик - открытая галерея, состоящая из колонн или столбов, поддерживающих перекрытие. Чаще всего располагался перед входом в здание.

Постформинг - это способ обработки, при котором отделочный материал плавно переходит с основной плоскости на торцы. Понятно, что такое покрытие дороже и лучше, потому что в отличие от софтформинга не имеет швов. Вообще это название технологии изготовления ДСП и МДФ-плит, но мебельщики называют постформингом само изделие, например, столешницу.

Профиль - вертикальное обрамление, в частности - дверей (в некоторых вариантах шкафов одновременно является и ручкой).

Путти - декоративные купидоны или херувимы.
наверх

- Р -
Рама - неподвижная часть конструкции окна.

Рамный профиль - используется для создания основной конструкции, обычно идет по контору всего окна.

Рампа - декоративная панель со светильниками по периметру мебели. Устанавливается сверху на навесные шкафы или подвешивается к потолку.

Раскладка - накладное украшение.

Реллинг - металлические трубки, которые крепятся к столешнице или стеновой панели. На этих трубках с помощью крючков вешается посуда, декоративные предметы, подставки для специй, ножей, фольги, бумаги и др.

Рифления - декор, напоминающий канеллюры с выпуклыми желобками.

Ризалит - часть сооружения, выступающая за пределы основной части внешней стены.

Рокайль - элемент декора стиля рококо в виде раковины.

Рольставни - защитные жалюзи - собирающийся в полотно узкий (до 77мм) металлический (или пластиковый) профиль, специальное замковое соединение которого позволяет сматывать полотно в рулон. Сам рулон помещается в короб. Кроме этого конструкция состоит из направляющих полотен, системы привода, системы управления и системы запирания. Защитные жалюзи устанавливаются с внешней стороны окон для защиты от проникновения в помещение.

Рондо - небольшой орнаментальный медальон или диск, часто с профильным изображением бусины.

Ротанг - ротанговая пальма, представляет собой тропическую лиану, главное преимущество которой состоит в том, что в отличие от ивовой лозы или бамбука она имеет весьма гладкий ствол, значительную длину (до 200 м) и ровный диаметр, часто превышающий 70 мм. Древесина этой пальмы имеет трехслойную структуру и состоит из очень прочной коры, сравнительно более мягкого и пористого среднего слоя и, наконец, весьма твердой сердцевины. Ратан привычен к перепадам температуры и давления, что немаловажно для наших климатических условий. Ротанг свободно гнется, а при соответствующей обработке паром может принимать практически любые формы, задаваемые дизайнером. Мебель, изготовленная из ротанга, выглядит изящно и имеет минимум стыков, что служит гарантией ее прочности. Легкие, ажурные кресла спокойно выдерживают вес до 500 кг. Плетеная мебель имеет многовековую историю. Но, как и в далекой древности, в производственном процессе ее изготовления превалирует ручной труд. Последнее обстоятельство наряду с природными свойствами ротанга как раз и создает тот неповторимый внешний вид, придающий особый уют любому интерьеру, оформленному как в современном, так и в классическом стиле. Традиционно плетеную мебель устанавливают в соляриях, верандах двориках. Отдельные предметы хорошо вписываются в спальни, гостиные, каминные комнаты. В настоящее время ротанговая мебель пополнилась современными и даже авангардными коллекциями. Популярность ротанговой мебели настолько велика, что многие традиционные производители корпусной мебели все чаще используют в своих серийных моделях декоративные вставки из ротанга.

Руст - камень с выпуклой пирамидальной или грубо обтесанной поверхностью, используемый для облицовки стен.

Рыбья кость - орнамент, состоящий из полос с диагональным расположением волокна.

Рыхлый войлок - содержит до 40% натуральных льняных волокон и до 30% натуральных шерстяных волокон (мягкий наполнитель).
наверх

- С -
Сайдинг - нетоксичный и негорючий строительный материал стойкий к различным атмосферным явлениям и химикалиям. Он не изменяет цвета, не лопается под влиянием температуры. Материал этот прост в монтаже, а широкая цветовая гамма и многочисленные отделочные профили помогут воплотить в жизнь самые изысканные архитектурные проекты.

Сандрик - архитектурное оформление стены здания над оконным или дверным проемом.

Светотень - разделение освещенных и неосвещенных участков архитектурной формы.

Сетчатое стекло - своеобразная разновидность филигранной техники. Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.

Синтепон - материал, широко применяемый в легкой промышленности для создания максимального комфорта за счет достижения необходимых микроклиматических условий.

Слепая дверь - дверь, сделанная из дерева или другого непрозрачного материала, скрывающая от взгляда содержимое шкафа.

Софт - ламинированные поверхности, изготовленные из опилок дерева. По плотности и влагостойкости этот материал значительно уступает МДФ, но он и дешевле. Заказывать, например, кухню из СОФТА можно в помещение, где нет значительных температурных изменений (квартира).

Софтформинг - заклейка округлой кромки лентой повышенной прочности.

Спанбонд - нетканый материал, изготовленный из термически связанных полипропиленовых гранул с добавлением специальных добваок и красителя. Материал обладает хорошей прочностью и является экологически чистым материалом. Используется, как заменитель бязи при производстве мягкой мебели и матрацев, а также в медицине, садоводстве, швейном производстве и т.д. Разделяет и механически изолирует слои наполнителя.

Створка - открывающаяся часть окна.

Створочный профиль - из него изготавляются створки и другие открывающиеся элементы.

Стеклопакет - особым образом герметично скрепленные стекла. В зависимости от того, сколько стекол используется, различают однокамерный (два стекла и один промежуток между ними) и двухкамерный (три стекла и две камеры) стеклопакеты. Пространство между стеклами заполняется осушенным воздухом, а зазоры обеспечены полыми алюминиевыми профилями. Внутри профилей - влагопоглощающий материал. По периметру пакет герметизируется органической замазкой и бутиловой лентой. Эти герметики гасят механическое напряжение и препятствуют проникновению водяных паров. Таким образом, стеклопакет представляет собой устойчивую систему, существенно повышающую тепло- и звукоизоляционные свойства окна. Заполнение стеклопакета аргоном или другим инертным газом и замена внешнего стекла на энергосберегающее (К-стекло, I-стекло и др.) снижает теплоотдачу, но значительно увеличивает стоимость.

Стеновые панели - декоративные стеновые панели, облицованные натуральным шпоном ценных пород, предназначены для отделки офисных и жилых помещений.
наверх

- Т -
Тамбурат - пустотелые плиты с ребрами жесткости.

Текстура (от лат. textura - ткань, связь, соединение, строение) - характер поверхности какого-либо материала, обусловленный его внутренним строением, структурой. Текстура воспринимается зрительно и осязательно. Например, переплетение нитей в ткани может образовывать сетку. Разводы на срезе малахита бывают похожи на цветочный узор. Продольный срез дерева показывает его волокнистую структуру, а поперечный - структуру роста в виде годовых колец. Текстура определяется объективными физическими и химическими свойствами материала и этим, в значительной мере, отличается от фактуры, которая во многом зависит от индивидуальности художника, создающего ее.

Терминал - крайний в композиции шкаф. Как правило скошенной или закругленной формы.

Термостат - устройство, поддерживающее заданную температуру. Может быть как механическим, так и электронным.

Тиснение - с помощью этого метода получают рельефную поверхность. Деформация материала происходит под высоким давлением между позитивным и негативным валиками.

Трек - максимальная длина направляющей (рельса).
наверх

- Ф -
Фактура (лат. factura - обработка, строение) - характер поверхности. Фактура ощущается зрительно и осязательно. Восприятие фактуры зависит от особенностей натуры, от освещения и во многом индивидуально отличается от текстуры той же поверхности. В переносном смысле фактура - индивидуальный почерк. Благодаря гармонии цветов и тому, что каждый из них верно соотносится с общим тоном, получается правильное изображение материала.

Фальш-панель - декоративная пластина, которую используют для увеличения высоты мебели, сокрытия пустот. По фактуре и цвету она, как правило, такая же, как и отделка изделия.

Фартук - расстояние между рабочей поверхностью и подвесными шкафами.

Фасад - дверцы шкафов. Часто гарнитуры одной фабрики отличаются друг от друга только дизайном фасадов, а корпуса шкафов одни и те же.

Фасетное зеркало - элемент декора дверцы. Имеет особую, сверху полукруглую форму, наклеивается на плиту из ДСП.

Фацет - кромка зеркала.

Филенка - тонкая отделочная доска или фанера с выпуклым рисунком, вставленная в дверную раму.

Филенчатые двери - многослойная конструкция, изготавливаемая с использованием новых технологий, сочетает в себе стабильность изделия из ДСП и энергетическую теплоту массивного дерева.

Филигранное стекло - бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями, введенными в массу. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.

Флизелин - нетканый материал, необходимый для придания дополнительной прочности матрасу при длительной эксплуатации.

Флок - заменитель традиционного бархата. Это ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35%-хлопок, 65%-синтетика), на которую электростатическим способом наносится капроновый или нейлоновый ворс, что придает флоку благородную бархатную поверхность. Флок отвечает всем основным требованиям, которые предъявляются к мебельным тканям: комфортность, красота, надежность, долговечность использования. Дизайн тканей из флока (классический, модерн, абстракция) может удовлетворить вкус самого взыскательного покупателя. Наиболее часто для флокового процесса используют вязаные ткани, такие как сатин, саржа, искусственный хлопок. Многие самоклеющие основы, которые используются сейчас, очень стойки к растворителям и поэтому благоприятны для химической чистки. Они прекрасно стираемы и во многих случаях содержат противовоспламеняющиеся вещества.

Фриз - декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы на поверхности стены, предметах мебели, паркете, ковре и т.д.

Фурнитура - ручки, шпингалеты, запорные механизмы и прочие устройства, обеспечивающие открывание створок, их фиксацию в каком-либо положении или запирание.
наверх

- Ц -
Цветное стекло - для его изготовления используются окиси цветных металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло и т.д. Первые сосуды из цветного стекла появились во второй половине XV века. И почти все они были расписаны эмалевыми красками. Любимым цветом XVI века был синий – azurro. Фиолетовое стекло – pavonazzo – также пользовалось большим успехом.

Цоколь - декоративная планка, закрывающая ножки шкафов. Может быть и опорной планкой, на которые устанавливают шкаф. В кухнях цоколь - как правило пластиковый, легкосъемный. Может быть не несущим, а декоративным элементом.
наверх

- Ч -
Чиппендейл Томас (1718-1779) - английский столяр и дизайнер. Более 160 его проектов, исполненных в возрожденных стилях готики, французского рококо и китайском стиле, опубликованы в его книге "Руководство для джентельмена и столяра" 1754 года. Лак, роспись и золочение широко использовались в обработке его предметов.

Чиппендейл (стиль) (1755-1780) - элегантный стиль американской мебели конца 18-го века. От предыдущего стиля "Королева Анна", отличается более прямоугольными и утяжеленными формами. Часто применяются "ножки Кабриоли" на звериных лапах и шарах.
наверх

- Ш -
Шинилл - это ткань, которая используется в индустрии уже более 200 лет. Это название нити, которая имеет мягкую округленную поверхность. При тканном процессе нити плотно прилегают друг к другу и придают ткани внешний вид и ощущение велюра. На сегодняшний день это прямой конкурент велюру. 95% производителей последнего работают на синтетических нитях, что является прямой противоположностью производства шинилла. Процесс производства велюра намного сложнее, чем шинилла, соответственно и цена на шинилл значительно ниже. Значительное преимущество шинилла в том, что он может производиться в гораздо большей гамме цветов, чем велюр. Нить шинилла также может быть использована в комбинации с жаккардом и гобеленом, придавая при этом благородный и приятный внешний вид.

Шпон – тонкий срез древесины, который наклеивают на основу (например, плиту ДСП) и покрывают несколькими слоями мебельного лака. Создается впечатление, что мебель полностью сделана из массива дерева, но при этом она стоит гораздо дешевле.

Штапик стеклопакета - рейка, фиксирующая (удерживающая) стеклопакет в окне.
наверх

- Щ -
Щитовые двери - современное высокотехнологичное изделие. Имеет исключительные характеристики стабильности геометрии при изменении температуры и влажности режимов эксплуатации. Улучшенная звукоизоляция.
наверх

- Э -
Эклетика (1830-1880) - декоративный стиль, комбинирующий мебель и аксессуары различных стилей и периодов.

Эмалированное и позолоченное стекло - стекло из Мурано. Представляет самый большой интерес. Начало росписи стекла эмалью связывается с именем знаменитого мастера и выдающегося химика Анджело Беровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и стекло молочного цвета. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью: изображались триумфальные шествия, свадебные процессии, сцены мифологического содержания, эротические сюжеты.

Была ли Вам полезна наша статья?
Вернуться назад